Опрос
Как часто вы меняете место работы?
Расчет нормативных затрат на выполнение государственного (муниципального) задания АУ
Методы определения нормативных затрат
Расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) может осуществляться с использованием различных методов либо их комбинации (разд. 2 Рекомендаций № 137н). Рассмотрим их в таблице.
Метод | Характеристика |
Нормативный (метод прямого счета) | Предполагает определение структуры затрат на оказание услуги и отдельный расчет каждой составляющей нормативных затрат исходя из требований к качеству и условиям оказания услуги (например, расчет заработной платы преподавателя на одного студента (ученика) исходя из требований к учебному плану, количеству преподавателей, количеству студентов (учеников) и ставки оплаты труда, принятой в учреждении). В случае, если существуют утвержденные нормативы, выраженные в натуральных показателях, в том числе нормативы питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, нормы потребления расходных материалов, нормативы затрат рабочего времени, нормативы снижения объемов потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иные натуральные показатели, необходимые для оказания государственной услуги должного качества, указанные нормативы используются при определении нормативных затрат. В случае отсутствия утвержденных нормативов (натуральных показателей) и/или соответствующих стандартов оказания услуги учредитель в целях определения нормативных затрат может самостоятельно установить нормативы, выраженные в натуральных показателях. Применяется в части затрат, имеющих прямое отношение к оказанию конкретной услуги (заработная плата специалистов, оказывающих услугу, используемые при оказании данной услуги материалы и иные прямые затраты) |
Структурный (для отдельных статей затрат) | Предполагает определение отдельных статей расходов пропорционально выбранному основанию, например, пропорционально:
|
Экспертный (для отдельных статей затрат) | Рекомендуется применять данный метод, если невозможно определить долю одной или нескольких статей расходов в общей сумме расходов на оказание услуги. При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующих затрат (расходов) определяются на основании экспертной оценки, например:
|
Выбор методов определения нормативных затрат в отношении каждой группы расходов осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственных (муниципальных) услуг (п. 13 Рекомендаций № 137н).
Расчет нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ)
Нормативные затраты на оказание единицы услуги в соответствующем финансовом году (Ni) определяются по формуле (п. 14 Рекомендаций № 137н):
Ni = Уj Gj, где:
Gj – нормативные затраты, определенные для j-й группы затрат на единицу услуги на соответствующий финансовый год (состав групп затрат определяется учредителем с учетом особенностей оказания каждой услуги, входящей в перечень услуг).
При определении нормативных затрат на оказание единицы услуги все расходы, связанные с ее оказанием, делятся на прямые (непосредственно связанные с оказанием услуги) и косвенные (общехозяйственные), которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.
Рассмотрим в таблице виды затрат и способы их определения.
Виды затрат | Способы их определения |
Нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги | |
На оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании услуги | Определяются исходя из потребности в количестве персонала, принимающего участие в оказании государственной услуги, по категориям с учетом норм труда в соответствии с действующей системой оплаты труда и с учетом индексаци |
На приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания услуги | Определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов (в случае их утверждения) или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги |
Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги | Рассчитываются как произведение стоимости услуг, работ и их количества, необходимого для оказания единицы государственной услуги |
Нормативные затраты на общехозяйственные нужды | |
На коммунальные услуги (за исключением затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества) | Определяются обособленно по видам энергетических ресурсов исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований энергоэффективности и энергосбережения* или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных услуг особо ценного движимого и недвижимого имущества:
|
На содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем, а также недвижимого имущества, находящегося у учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования | Определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении в разрезе затрат:
|
На содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем (далее – нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества) | Определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении в разрезе затрат:
|
На приобретение услуг связи | Определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении |
На приобретение транспортных услуг | |
На оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании услуги | Рассчитываются исходя из количества единиц (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственного участия в оказании услуги) по штатному расписанию, утвержденному руководителем учреждения, с учетом действующей системы оплаты труда |
*
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В случае если учреждение осуществляет платную деятельность, обозначенную в уставе, сверх установленного в задании учредителя объема услуг (работ), при расчете нормативных затрат на общехозяйственные нужды данные расходы первоначально необходимо распределить между видами деятельности, то есть выделить долю затрат на общехозяйственные нужды, связанную с оказанием платных услуг (выполнением работ) сверх установленного задания и иных видов деятельности, приносящих доход. Заметим, в настоящее время законодательством не установлен порядок распределения общехозяйственных затрат между видами деятельности. По сути, такая методика должна быть разработана либо учредителем, либо непосредственно в учреждении по согласованию с учредителем и закреплена внутренним нормативным актом.
Если учреждение оказывает несколько услуг в рамках государственного задания, распределять затраты на общехозяйственные нужды по отдельным услугам рекомендуется одним из следующих способов:
- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;
- пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами);
- путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну услугу (или часть оказываемых учреждением услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги(услуг) для учреждения;
- пропорционально иному выбранному показателю.
Обратите внимание на то, что при определении нормативных затрат не учитываются:
- субсидии на иные цели, предоставленные учреждению из соответствующего бюджета на основании абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- бюджетные инвестиции;
- финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа власти по исполнению публичных обязательств в денежной форме.
Порядок расчета нормативных затрат на работы, выполняемые в рамках государственного (муниципального) задания, определяется учредителем индивидуально. В случае если установлена единица измерения объема работы (например, на благоустройство одного метра площади, проведения одного соревнования с численностью до 100 человек), нормативные затраты на работы могут быть рассчитаны аналогично нормативным затратам по услугам.
06 октября 2011 года. Материал был опубликован в журнале "Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Издательство "Аюдар Пресс"